Браки киргизы заключают по договоренности, когда девушка еще не вышла из подросткового возраста. «Мы не из тех глупых людей, которые позволяют женщинам ходить везде, где им заблагорассудится», — объяснил хан. Браки киргизы заключают по договоренности, когда девушка еще не вышла из подросткового возраста. Одной из немногих женщин, побеседовавших со мной, была свободолюбивая вдова Бас-Биби. По ее подсчетам, ей стукнуло лет семьдесят. Она родила пятерых сыновей и двух дочерей, и все они умерли. «Мужчины никогда не доят скот, — усмехалась Бас-Биби. — Они не стирают одежду. Не готовят еду. Если бы женщин не было, никто бы здесь и дня не выжил».
На протяжении всей своей истории, афганские киргизы отвергали идею любого контроля со стороны правительства или служения королю в роли вассалов. «Мы — неприручаемые люди», — с гордостью сообщил мне один мужчина. Происхождение народа туманно. Впервые киргизы упоминаются в китайских хрониках II века новой эры. Название «киргизы», по мнению антрополога Назифа Шахрани, происходит от слов «кырк» — «сорок» и «кыз» — «девушка», что может рассматриваться как «потомки сорока девиц». В Средние века между Енисеем и Иртышом существовал Киргизский каганат, разрушенный монголами. Возможно, отчасти нынешние киргизы ведут свое происхождение от племен, вытесненных с Алтайских гор, которые позднее смешались с тюркоязычным населением Средней Азии и даже выходцами с Тибета. Споры ученых продолжаются. Афганские киргизы, никогда не бывшие большим народом, кочевали по Средней Азии много столетий. Они прославились своими набегами на караваны Великого шелкового пути. К XVIII веку киргизы облюбовали долины, где сейчас живут, как летние пастбища. С наступлением зимы они откочевывали в более теплые края, чтобы избежать длительных холодов, которые теперь вынуждены переносить постоянно. Но потом сюда пришли большие империи со своей Большой игрой. А к 1950 году границы закрылись, и, как говорит Тед Каллахан, киргизы «по умолчанию стали гражданами Афганистана», изолированными в Ваханском коридоре. В 1978 году после переворота власть в Кабуле сменилась, и над Афганистаном нависла угроза советской интервенции. Почти все киргизы — около 1,3 тысячи человек, решили последовать за тогдашним ханом Рахманкулом и, перейдя Гиндукуш, сбежали в Пакистан. В первое лето сотня беженцев умерла от болезней. И хотя Рахманкул-хан призывал всех остаться в Пакистане, уверяя, что советские солдаты в Афганистане запретят их религию и лишат свободы, многие кочевники разочаровались в своем лидере. Они скучали по жизни на Крыше мира. И произошел раскол. Абдура-шид-хан, отец теперешнего хана, увел три сотни человек обратно в Афганистан, в их числе был и Эр Алибай. Именно тогда Абдурашида избрали ханом. Советские солдаты отнеслись к киргизам благожелательно, и за прошедшие три десятилетия их численность выросла до тысячи с лишним человек, несмотря на высокий уровень смертности. Те, кто остался в Пакистане с Рахманкул-ханом, в конечном счете перебрались в Восточную Турцию, где теперь живут в деревне из типовых аккуратных домиков, с электричеством, кабельным телевидением, асфальтовыми дорожками и машинами. Им дали турецкие фамилии. Они полюбили видеоигры, туалеты со смывом воды. Их приручили. Вечерами, когда афганские киргизы пьют чай в уюте юрты, их одолевают сомнения: а не лучше ли нам было бы в других местах? Хотя в их долинах нет войны, затронувшей остальной Афганистан, мысль о том, чтобы уехать и на этот раз навсегда, гложет постоянно. Некоторые рассуждают о переселении в бывшую советскую Республику Кыргызстан, где говорят на том же языке. Но неясно, насколько эта идея осуществима. Даже молодой хан не свободен от таких мыслей. В минуты откровенности он признается, что думал о том, чтобы осесть в каком-нибудь афганском городе. И зажить нормальной жизнью. Возможно, думает хан, приходит время оставить родные горы. Даже если мечта хана осуществится, и дорога будет построена, то эпоха киргизских кочевников — племени суровых и гордых людей — подойдет к концу.
Добавить комментарий