Говорят, что в Аммане нет двух полностью одинаковых домов. Глядя на них, однако, кажется, что это скорее легенда, чем неоспоримый факт. Но в том, что Амман — один из самых чистых и спокойных городов Ближнего Востока, сомнений нет.
В ГОРНИЛЕ ИСТОРИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.
Амман — один из древнейших городов Ближнего Востока. Столицей Иордании он стал только в XX но был ключевым для истории этой страны местом от начала своего существования. По подсчетам археологов, селение Айн-Гхазаль возникло на территории нынешнего Аммана в 72505000 гг. до н. э. К этому времени относятся лепные глиняные статуэтки, которые можно увидеть в археологическом музее Университета Иордании. Раскопки в городе продолжаются до сих пор. В XIII в. до н. э. аммонитяне (аммониты) построили здесь город Раббат-Аммон, или Аммон, неоднократно упоминающийся в Ветхом Завете. Аммонитянами Ветхий Завет называет племя, происходящее от Аммона — сына Лота от его собственной дочери. Судя опять же по археологическим материалам, аммонитяне были семитами: язык в сохранившихся надписях на камнях очень близок к ивриту. Через Аммон проходил главный торговый путь, связывающий Египет и города Аравийского полуострова, что было главным источником благосостояния города. Около 1300 г. до н. э. территория на восток от Иордана, соответствующая современной Иордании, в том числе Аммон, была захвачена ханаанскими коленами Реувена, Гада и половиной колена Менаше. В период с 585 г. до н. э. и до эпохи Птолемеев нет письменных свидетельств об истории Аммана, по косвенным сведениям, он был завоеван — последовательно — ассирийцами, персами и македонцами. Царь Египта Птолемей II Филадельфос (308-245 гг. до н. э.) переименовал Аммон в Филадельфию. В 106 г. большая часть территории современной Иордании стала провинцией Римской империи Каменистая Аравия, а Филадельфия вошла в Декаполис (10 античных городов, среди которых наибольшее развитие получили Дамаск и Амман). В эту эпоху Филадельфия была перепланирована, появились храмы, термы, амфитеатры, улицы были замощены. В византийский период Филадельфия была резиденцией христианских епископов. В 614 г. город захватили персы-Сасаниды, вернувшие городу название Амман, созвучное с Аммон. В VII—IX ее. Амман входил в состав Арабского халифата, в 661-750 гг. город — центр Дамасской провинции арабского халифата Омейядов. После распада халифата в X в. входит в состав различных государств Ближнего Востока, оставаясь для всех них важным центром торговли и перекрестком караванных путей. С 1516 г. до конца Первой мировой войны в 1918 г. Амман входит в Османскую империю. Несколько сильных землетрясений превратили город в эту эпоху в груду руин; население его было незначительно, и таким он оставался вплоть до 1878 г., когда османы начали под руководством немецких инженеров строить Хиджазскую железную дорогу из Дамаска в Медину. Амман, став узловой станцией, начинает расти. В 1918 г. Иордания переходит под британский мандат, в 1921 г., по инициативе англичан, возникает эмират Трансиордания. Амман становится его столицей. 25 мая 1946 г. Трансиордания получает независимость, называется уже королевством, которое в 1949 г. было переименовано в Хашимитское Иорданское Королевство. Население Аммана росло в контексте событий, происходящих не только в Иордании, но и в близлежащих странах. После Русско-Кавказской войны 1763-1864 гг. покинуло родину и бежало через Турцию в Иорданию немало черкесов (адыгов), кабардинцев, абхазов, чеченцев, а также армян (последние бежали из Турции). Они и прокладывали Хиджазскую железную дорогу, а по завершении строительства остались в Аммане, где всех их стали называть обобщенно — «черкесы». Их потомки живут в Аммане и сегодня. А самую большую часть населения города составляют палестинские арабы, также беженцы с родной земли вследствие арабо-израильских войн 19471949, 1956 и 1967 гг. Третья волна беженцев прибыла в Амман из Кувейта после войны в Персидском заливе в 1991 г. После вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 г. в Аммане поселились также беженцы из Ирака. В итоге за последние 100 лет население Аммана выросло в 1000 раз.
Названия многих районов Аммана начинаются со слова «джебелъ», что по-арабски означает «холм» и «гора». Изначально город строился на семи холмах. Сейчас располагается на 19 холмах и простирается далее во все стороны по прилегающим пустынным плато, в основном на высотах от 200 до 700 м над уровнем моря. Все главные достопримечательности находятся на Крепостной горе (Джебель-ал-Калаа) и поблизости от нее. Практически половина населения страны живет сегодня в ее столице.
АММАНСКИЕ КОМПРОМИССЫ
На бурлящем сегодня Ближнем Востоке Амман остается островом спокойствия, хотя сохранять этот имидж ему становится все сложнее. елый город» — это второе имя Аммана, и большого преувеличения в этом нет. Бетонные стены, конечно, имеют некоторый сероватожелтоватый оттенок, но здания, отделанные белоснежным известняком (а их немало), поддерживают репутацию «белого города», особенно когда солнце в зените. На закате же они образуют иллюзию горы золотых слитков. Многие дома взбираются на холмы, издалека кажутся многоэтажными, но на самом деле в них 3-5-7 этажей, немало и одноэтажных. Небоскребы, выросшие в конце XX — начале XXI в., в Аммане тоже есть. Это правительственные учреждения, отели, банки, деловые центры. Город в последние два десятилетия растет очень быстро, статистики просто не успевают корректировать цифры его площади и населения. Еще несколько лет назад были какие-то различия между собственно городом и столичной провинцией. Сегодня они практически стерты: Амман на глазах превращается в мегаполис. По прогнозам, в 2025 г. здесь будет жить 6,5 млн человек. Репутацию «золотой середины» между крайностями как арабского, так и западного мира столица королевства начала приобретать с середины XX в., создав их равный баланс. Это заметно даже чисто визуально, особенно по облику и поведению женщин. В цивилизационном смысле город состоит как бы из двух частей. В кварталах, объединенных общим названием Бал ад, или Даунтаун, поддерживается патриархальный уклад: женщины носят исключительно национальную одежду, не работают, занимаются только домом и детьми, которых у них в среднем 5-7. Женщины части города, называемой Западный Амман, работают в банках и других офисах, в медицинских центрах, водят автомобили, носят европейскую одежду и не спешат выходить замуж: карьера важнее, а когда, ближе к 30 годам, вступают в брак, рожают, как правило, не больше двух детей. Медицинских центров в Аммане становится все больше и больше — за счет иностранцев, выбирающих для лечения этот город из-за природных ресурсов близкого Мёртвого моря, высокой квалификации персонала и цен, более низких, чем в соседнем Израиле. Моду на западный стиль жизни своим примером поощряет король Абдалла Биналь-Хуссейн, или Абдалла II (род. в 1962 г.), мать которого — англичанка. Это «король-спецназовец», как, не без сарказма, называют его сторонники традиционных мусульманских ценностей. Он учился в Оксфорде и Джорджтауне, ведет светский образ жизни, кроме того, он еще и парашютист, и пилот вертолетов, увлекается подводным плаванием, принимает участие в авторалли. Естественно, у него высшее воинское звание — фельдмаршал Вооруженных сил Иордании. При этом Абдалла II отнюдь не «ястреб»: он осуждает мусульманский религиозный экстремизм, поддерживает американскую политику «войны против терроризма». В ноябре 2011 г. Абдалла II, первый из арабских лидеров, заявил, что Хафиз Асад должен уйти с политической сцены. Волнения арабского мира не обошли столицу обычно спокойной Иордании. Инфляция, коррупция, безработица выводят горожан на улицы начиная с 2010 г. В сентябре-ноябре 2012 г. в Аммане прошли многотысячные демонстрации против отмены топливных субсидий, что вызвало повышение цен на бензин (на 12%) и газ (на 53%). Эти демонстрации были уже далеко не мирными. Протестующие блокировали дороги, поджигали автомобили, полиция применяла слезоточивый газ. Король терпеливо объясняет своим подданным, что повышение цены на топливо неизбежно, поскольку экономические «ямы» — следствие «арабской весны». Он полностью сменил правительство. Но круг замыкается: вдохновленные именно «арабской весной», «братья-мусульмане» требуют уже не только смены кабинета министров, но и свержения самого Абдаллы II. В Аммане становится все более неспокойно. Что будет дальше, пока нельзя даже предположить.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Столица Хашимитского Иорданского Королевства с 1949 г.
Основание: около 7250 г. до н. э.
Столица: с 1921 г. (в 19211946 гг. — административный центр эмирата Трансиордания).
Исторические названия: Раббат-Аммон (XIII-VI ее. до н.э.), или Равна (в русском переводе Библии), Филадельфия (III в. до н. э. — VI в.).
Административный статус: столичная провинция (мухаваза).
Административнотерриториальное деление: 9 районов (27 округов).
Языки: арабский, для многих жителей второй язык — английский.
Этнический состав: иорданские арабы — 35%, арабы — выходцы из Палестины и других стран Ближнего Востока — 55%, выходцы с Кавказа («черкесы») — 8%, курды — 2%.
Религии: ислам (суннитского толка) — 92%, христианство (в основном православие — греческая православная церковь, а также католицизм — Римско-католическая и греко-католическая церковь) — 6%, исмаилиты и последователи религии бахай — 2%.
Денежная единица: иорданский динар.
Река: Эз-Зарка.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Королева Алия.
ЦИФРЫ
Площадь: 1680 км2.
Население: 2 419 000 чел. (2012 г.).
Плотность населения: 1439,9 чел/км2.
Средняя высота над урон нем моря: 773 м.
КЛИМАТ
Субтропический средиземноморский, засушливый.
Средняя температура января: +8,1°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 270 мм.
ЭКОНОМИКА
Крупный транспортный узел Ближнего Востока.
Промышленность: цементная, фармацевтическая, пищевая, в пригородах ведется добыча и переработка нефти и фосфатов.
Кустарные ремесленные промыслы: ткани, плетеные ковры, керамика, изделия из кожи и дерева и ювелирные изделия.
Сфера услуг: медицинское и банковское обслуживание, торговля, туризм.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Цитадель на Крепостной горе: храм Геркулеса (161-180 гг.); Византийская церковь (приблизительно VI-VII ее.); Дворец Омейядов (720-750 гг.), Дворец Аль-Казер, Римский театр на 6000 зрителей (II в.).
Римский форум: Театр Одеон (II в.). Фонтан Нимфей (191 г.).
Мечеть короля Хуссейна (1924 г.).
Мечеть короля Абдаллы I (1989 г.).
Улица Абу Бакр-аль-Сидцик (виллы 20-30-х гг., XX в.).
Музеи: археологический Университета Иордании (гипсовые статуэтки из раскопок в Айн-Гхазаль, «Кумранские свитки» — древнейшие в мире библейские тексты и апокрифы, часть которых попала в Израиль, а часть хранится в этом музее); антропологический Университета Иордании; фольклора и народных традиций, нумизматики / Центральный банк Иордании, Королевский автомобильный, Детский, Военный (Мемориал мучеников), Почтовый; Национальная галерея изящных искусств (произведения современных художников арабского мира), художественные галереи Дарат-апь-Фунун и Алия. Национальный парк им. короля Хуссейна, в нем — этнографическая Деревня культуры. В окрестностях: в 20 км на северо-запад город Сапт (здания в османском стиле, Археологический музей и Культурный центр со школой ремесел); юго-западнее города — долина Вади Шер — дворец Ирак-аль-Амир (единственный эллинистический дворец, сохранившийся на Ближнем Востоке); в 33 км на юг — город Мадаба (Медаба), упоминавшийся в Библии, — один из центров христианства на Ближнем Востоке: церковь Св. Георгия (VI в.), развалины церкви Апостолов (VI в.), Археологический парк. В 10 км на запад от Мадабы — гора Небо (833 м), с которой, по Библии, Господь показал Моисею Землю обетованную, в 45 км на север — грекоримский город Джераш (один из городов Декаполиса).
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
Современный Амман располагается на 19 холмах, но построен был на семи. По космогоническим представлениям древних астрологов, город должен стоять на семи холмах, а через его центр должна протекать река. Земля, как считали астрологи, расположена в центре мира, а вокруг нее обращаются семь планет: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Семь холмов символизируют семь планет, а река — Землю, и это знак высшей гармонии. Такой город не может быть разрушен. В мире не так уж мало городов, стоящих на семи холмах. Самые известные из классических «вечных городов» — Рим, второе название которого Вечный город, и Москва. (Река Эз-Зарка в Аммане протекает через северо-западную часть города).
Абдалла II — поклонник телевизионного сериала «Звёздный путь». В 1995 г. он снялся в эпизодической роли в цикле «Вояджер» этого сериала. Кроме того, король вкладывает личные средства в строительство на иорданском побережье парка приключений в тематике «Звёздного пути». Свои актерские способности он использует, совершая «хождения в народ», подобно багдадскому халифу Гарунуапь-Рашиду из сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Для этого надевает поношенную одежду бедуина и приклеивает себе длинную седую бороду. В Аммане рассказывают множество баек про то, как он в таком виде «работал» шофером такси, медбратом в больнице, торговал на рынке, а однажды посетил налоговую инспекцию, выстояв длинную очередь. Служащие не узнали монарха и были в состоянии, близком к обмороку, когда увидели, как этот скромный посетитель отъезжает от здания во главе кавалькады королевских автомобилей.
Добавить комментарий